центр дистанционного образования"Эйдос"
I Всероссийский дистанционный конкурс «Творческий учитель года – 2015»

Творческая работа ученика участника I-ого Всероссийского дистанционного конкурса
«Творческий учитель года – 2015»

«ВАЛЬС – ТАНЦУЮТ ВСЕ!»

Учебный предмет: музыка

Творческий проект

                

Выполнил:

Кривоногов Иван, 3 «Б» класс

МБОУ  Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева

Ульяновская область, р.п. Вешкайма

Руководитель:

Панова Елена Евгеньевна, учитель музыки

МБОУ  Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева

Ульяновская область, р.п. Вешкайма

elenapanova1973@mail.ru

Введение

Актуальность: Вальс является едва ли не самым популярным танцем. Без него не могут обойтись ни одна светская вечеринка, свадьба, выпускной бал, банкет, грандиозное торжество. Вальс – это бессмертная классика, которая пережила несколько эпох и осталась актуальной по нынешний день. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне по всей России, а также в Вешкаймском районе состоится ряд мероприятий концертного формата, на которых будут представлены вокально-хоровые и танцевальные номера. В связи с этим очень актуальной будет подготовка концертного номера «Майский вальс».

Проблемный вопрос:

Можно ли самому научиться танцевать вальс и подготовить концертный номер?

Гипотеза исследования: Вальс не зря считается королем танцев. Он очень часто присутствует на мероприятиях, концертах и на выпускном вечере. Но в отличие от прошлого века, когда уметь танцевать вальс, было обязательным требованием ко всем, сейчас не так много молодых людей знают данный вид танца. В этом случае научится танцевать вальс, можно самим, и даже подготовить концертный номер.

Цель проекта: Совершить путешествие в увлекательный мир вальса, постановка концертного номера «Майский вальс» к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне, создать мультимедийный продукт (презентацию о вальсе).

Задачи:

- исследовать историю развития танца «Вальс»;

- провести социологический опрос о танце «Вальс»;

- провести беседу с ребятами 3 класса по теме «Что такое вальс?»

- научиться танцевать вальс;

- научить танцевать вальс группу ребят из 3 класса;

-поставить концертный номер к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;

-принять участие в межрегиональном конкурсе проектов «Малая академия» и научно-практической конференции «Я – исследователь».

Ожидаемые результаты:

- проведено исследование истории развития танца «Вальс»;

- создана мультимедийная презентация в программе Power Point по теме «Что такое «Вальс?»»;

- сам научился танцевать вальс;

- научил танцевать вальс группу ребят из 3 класса;

-поставил концертный номер «Майский вальс» к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;

-принял участие в межрегиональном конкурсе проектов «Малая академия» и научно-практической конференции «Я – исследователь».

Целевая группа:

- учащиеся 3 класса, местное сообщество.

Методы исследования: анализ литературы, материалов сети Интернет, социологический опрос, беседа, разучивание вальса, постановка концертного номера.

Этапы работы над проектом и сроки реализации

1 этап – теоретический (15 января – 31 января)

Цель этапа: поиск информации по заданной теме, формирование теоретических знаний об истории развития вальса.

Выход этапа: презентация собранного материала в программе Power Point по теме «Что такое «Вальс?»» (мультимедийный продукт).

Место работы: домашняя работа.

Содержание работы: самостоятельная работа дома с информационными источниками и составление презентации для демонстрации полученной информации по заданным вопросам: Что такое «Вальс»? Кто танцует вальс? История возникновения вальса. Виды вальса. Размер и темп вальса. Венский бал.

2 этап – организационно-практический (1 февраля –15 февраля)

Цель этапа: формирование практических умений и навыков социологического опроса, анализа анкет, преподнесения теоретического материала.

Выход этапа: организация анкетирования, анализ и вывод анкет, проведение беседы.

Место работы: школьные классы, внеурочное время.

Содержание работы: составление опросника для социологического исследования по теме проекта, анализ полученной информации, проведение беседы с учащимися 3 класса.

3 этап – практический (16 февраля – 1 апреля)

Цель этапа: разучивание вальса.

Выход этапа: концертный номер ко Дню Победы – «Майский вальс».

Место работы: внеклассная деятельность, внеурочное время в школе.

Содержание работы: практическое освоение движений вальса, самостоятельная работа и работа с танцевальными парами по разучиванию вальса.

4 этап – аналитический (2 апреля – 10 апреля)

Цель этапа: подведение итогов проекта.

Выход этапа: материалы защиты проекта.

Место работы: домашняя работа.

Содержание работы: подведение итогов исследования, рефлексия деятельности, определение круга вопросов, над которыми необходимо продолжить работу, определение перспективы развития проекта.

5 этап – презентационный (по срокам, указанным в положении)

Цель этапа: показ презентационных материалов, презентация проекта на конкурсах и конференции.

Выход этапа: защита проекта, презентация в программе Power Point, концертный номер «Майский вальс».

Место работы: класс, школа, конкурс.

Содержание работы: показ компьютерной презентации (мультимедийных материалов), краткое изложение основных моментов собранного материала, демонстрация вальса.

Основная часть.

  1. Теоретическая часть
    1.  Исследование истории развития танца «Вальс».

Вальс – красивый, нежный танец, в основу которого можно положить любую историю: первое свидание, драматическую историю любви с расставанием, теплые отношения, сохранившиеся на протяжении многих лет совместной жизни.

Вальс танцуют дети на утренниках, молодые пары на школьных балах и в загсах и взрослые и пожилые люди на юбилеях и годовщинах свадеб или просто для души.

История возникновения вальса начинается с совмещения немецкого крестьянского танца лендлера, отличающегося своей изысканной простотой и непосредственностью, и провансальского танца вольта с прыжками и вращениями.

В переводе с немецкого языка название танца «walzen» означает «кружиться» или «вращаться».

Родиной вальса считается Вена 80-х годов 18 века. «Живым» и насыщенным Венский вальс делают часто меняющиеся темп и ритм, и постоянное чередование левых и правых поворотов.

На сегодняшний день существует много разновидностей вальса. Это Венский вальс, которым называют любые быстрые формы танца, классический вальс, исполняемый в закрытых позициях, фигурный и медленный вальсы и вальс Бостон.

Исполняется Вальс в музыкальном размере ¾, а темп исполнения на конкурсах бального танца составляет 60 тактов в минуту.

В Вене ежегодно проводится Венский бал, на который съезжаются молодые представители разных европейских государств, в том числе и России. Венский вальс сохраняет традиции бальных танцев ХIХ века.

Бал - это не только веселье, музыка, вальсы, это еще и общественное явление, стиль жизни. С детства венские мальчики и девочки знакомятся с атмосферой волшебного праздника, глядя на своих родителей, и сами с нетерпением ожидают, что рано или поздно, и они тоже смогут прикоснуться к этой сказке.

Прежде чем дебютировать на балу, все юноши и девушки с 16 лет берут уроки в танцевальной школе. Их в Вене более сотни.

Естественно, в самой Вене отношение к венскому вальсу особое. В городском саду Вены все желающие танцуют этот вальс летними вечерами под звуки оркестра, располагающегося на небольшой эстраде у бронзового памятника Иоганну Штраусу.

И на традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец.

Кроме этого, я узнал, что Венский Бал ежегодно, начиная с 2003 года, проводится и в Москве. Это не только светское, но, прежде, всего, значительное культурное и общественное событие международного уровня и один из самых масштабных балов в мире. Венский бал является благотворительным, по традиции собранные средства направляются на поддержку детских организаций.

А 6 июня 2015 года, в самом большом зале Москвы – Гостином Дворе – состоится Тринадцатый благотворительный Венский бал. Бал будет посвящен 70-й годовщине Победы над фашистской Германией во второй Мировой войне.

1.2 Проведение социологического опроса о танце «Вальс»

На данном этапе ребятам 3-их классов были розданы анкеты с вопросами о вальсе. Всего анкет было 50. В ходе анализа анкет выяснилось следующее:

- на вопрос «Знаешь ли ты, что такое вальс?» 22 человека ответили утвердительно, и что это танец, сказали 3 ребят, а 5 не смогли ответить;

Приложение 2. Рисунок 1.

- на вопрос «Где родился вальс?», 15 ребят назвали разные страны – Россию, Германию, Австрию, Францию, Англию, 6 ребят не знают этого, и только 3 человека считают, что родился вальс в Вене;

Приложение 2. Рисунок 2.

- на вопрос «Где танцуют вальс?», большая часть ребят не ответили, несколько ребят ответили, что в Вене и театре;

Приложение 2. Рисунок 3.

- на вопрос «Какой музыкальный размер имеет вальс?» вообще, ни один человек не смог ответить;

- на вопрос «Умеешь ли ты танцевать вальс?» 12 человек ответили утвердительно, 36 – отрицательно;

Приложение 2. Рисунок 4.

- и на последний вопрос «Хочешь ли ты научиться танцевать вальс?» 12 ребят ответили, что хотят, 8 человек, что уже умеют танцевать, и 8 ребят, вообще, не захотели учиться.

Приложение 2. Рисунок 5.

Вывод: о вальсе знают не многие, где его танцуют, ответить затрудняются, танцевать вальс умеет меньшинство, но есть желающие научиться его танцевать.

  1. Практическая часть
    1. Составление презентации по теме «Что такое вальс?»

На данном этапе проходит отбор теоретического материала по теме «Вальс», подбираются фотографии, создается шаблон, создаются слайды.

2.2 Проведение беседы с ребятами 3 класса по теме «Что такое вальс?», опираясь на материалы презентации

  1.  Подбор музыки для вальса

Прослушивание нескольких композиций, остановка выбора на песне «Майский вальс» И. Лученка.

2.4 Разучивание движений вальса

Вначале нужно рассмотреть основные движения. Естественно, перед тем как начать учиться танцевать вальс необходимо найти настоящего партнера, который тоже желает учиться. Абсолютно все движения происходят на счет: раз-два-три-раз. Этот очень важно запомнить, так как при танце нужно сохранять хороший темп. Что же касается вращения, то оно, если смотреть со стороны, может показаться каким-то сложным и непонятным, но на самом деле вращение проходит против часовой стрелки по квадрату. Насчет шагов тоже стоит отметить небольшой нюанс – на каждый угол простого квадрата приходится два маленьких шага и один большой. Это очень важно запомнить и держать в голове, чтобы не запутаться.

Хочется также отметить, еще раз, что вращение в вальсе это одно из самых главных составляющих. Поворачивать всегда нужно на правую сторону, а если смотреть с чисто математической точки зрения, то каждый поворот состоит из двух полуповоротов, которые равны ста восьмидесяти градусам.

Теперь обратим внимание на шаги. Чтобы начать поворот необходимо сделать один шаг правой ногой вперед. При этом очень важно сделать поворот вправо по часовой стрелке. Далее, следует сделать шаг уже левой ногой, но при этом продолжать осуществлять уже начатый поворот, после чего левая нога должна быть поставлена на полупальцы. Ну и наконец, правая нога должна быть, потом приставлена к левой, после чего надо обеими ногами встать на полную стопу. Это первая часть квадрата, который вы сделаете. Чтобы выполнить вторую часть, необходимо сделать практически тоже самое, только уже наоборот. То есть, сначала нужно сделать шаг назад уже левой ногой, причем этот шаг нужно делать по диагонали и весь вес перевести именно на левую ногу. После этого уже правая нога переносится за пятку левой. Далее выполняется поворот на полупальцах, после чего нужно начинать по новой делать квадрат. При этом очень важно не забывать постоянно, считать «раз-два-три-раз», без этого, будет очень легко сбиться и потерять темп, который является не менее важной составляющей вальса. Самое главное на данном этапе – репетиции 2-3 раза в неделю и усердие.

2.5 Подбор костюмов к танцу «Вальс»

Чтобы концертный номер был эффектным и красивым необходимы костюмы. Обратиться за ними в Детскую школу искусств.

Заключение

Научить, желающих танцевать вальс, довольно трудное занятие. Работа проводилась с пятью ребятами, шестой – автор проекта. Таким образом, танцуют вальс 3 пары.

В проекте «Вальс – танцуют все!» приняли участие те, кому было интересно научиться танцевать и те, кто хотел больше узнать о создании вальса.

На танцевальный проект потребовалось около четырех месяцев. Однако у проекта есть перспективы развития: он остается открытым, ведь научить танцевать можно, не только группу, а, к примеру, весь класс.

Кстати, в процессе подготовки проекта, выявились следующие сведения: прадед автора проекта тоже был ветераном Великой Отечественной войны, он принимал участие в боевых действиях с 1941 по 1944 годы, был ранен в бою. В родной деревне после мобилизации прославился мастером на все руки. Поэтому концертный номер «Майский вальс», посвящается прадеду и всем ветеранам Великой Отечественной.

В процессе реализации проекта решались и другие вопросы:

- Где в посёлке могут научить танцевать, пусть не только вальс?

Обратившись к руководителю Управления культурой Вешкаймского района Ермохиной Юлии Николаевне, узнал: это два танцевальных коллектива - в Детской школе искусств, руководитель Фирсова Елена Николаевна, и в Центре дополнительного образования детей, руководитель Бахарева Наталья Александровна.

- Где может мне пригодиться умение танцевать вальс?

Умение танцевать вальс пригодится на праздничных линейках и концертах в школе и РДК, на выпускном вечере. В будущем - на корпоративных вечерах. А когда предстоит жениться, то на свадебной церемонии. Соответственно, умение танцевать вальс никогда не помешает.

Таким образом, получен ответ на проблемный вопрос: «Можно ли самому научиться танцевать вальс и подготовить концертный номер»? И подтверждена гипотеза: Да, вальс можно научиться танцевать самостоятельно и при желании подготовить концертный номер.

Результаты проекта:

  • проведено исследование истории развития танца «Вальс» (приложение 1);
  • проведен социологический опрос о танце «Вальс» (приложение 2, 2 а)
  • создана мультимедийная презентация в программе Power Point по теме «Что такое «Вальс?»» (приложение 1);
  • сам научился танцевать вальс (приложение 5-6);
  • научил танцевать вальс группу ребят из 3 класса (приложение 6);
  • поставил концертный номер «Майский вальс» к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне (приложение 6);
  • принял участие в межрегиональном конкурсе проектов «Малая академия» и научно-практической конференции «Я – исследователь» (приложение 3-4).

Список использованной литературы

  1. «Воспитание школьников» № 8 2002, стр.69-70
  2.  «Мир музыки» М.Зильберквит М. «Детская литература» 1988г.-стр. 279-284
  3.  Уроки вальса для начинающих (обучение видео).
    1. http://waltz-video.simf.com.ua/catalog/index.php?pageid=1472 
  4.  «Школа танцев для детей». О.Савчук С-П., 2009г.
  5. http://www.vlainteriors.com/vals/raspval/index.html
  6. http://dances.nsk.su/library/waltz.html
  7. http://dancedb.ru/waltz/education/article/226/

Приложения

  1. Мультимедийная презентация в программе Power Point по теме «Что такое «Вальс?»»
  2. Данные социологического опроса
  3. Презентация проекта
  4. Сертификат участника зонального этапа конкурса исследований школьников «Малая академия»
  5. Рефлексия «Как это было»
  6. Диск с записями репетиционных работ и концертного номера «Майский вальс»

Приложения доступны по ссылке https://yadi.sk/d/QgmpLKoEgfDnH

© Центр дистанционного образования "Эйдос", 2015

© Панова Елена Евгеньевна, 2015
http://eidos.ru/
E-mail: Info@eidos.ru